Гинекомастия у мужчин: причины возникновения, диагностика

Из этой статьи вы узнаете:

Гинекомастия - увеличение массы и объема молочных желёз у мужчин. Гипертрофия жировой и железистой ткани не всегда носит патологический характер, и может быть обусловлена физиологическими процессами.

На рост железистой ткани влияют гормоны: эстроген, прогестерон, пролактин. Нарушения уровня этих гормонов, ряд других факторов вызывают изменения формы мужской груди. Припухлость, болезненность сосков, расширение ареолы, увеличение и обвисание груди доставляют физический и эмоциональный дискомфорт. Гормональные изменения могут негативно отражаться на сексуальной активности мужчины. А в совокупности с эстетическим дефектом они нередко провоцируют состояния депрессии, неуверенности, апатии.

гинекомастия у мужчин

Виды гинекомастии у мужчин

Выделяют, прежде всего, ложную и истинную гинекомастию. Первая обусловлена ростом железистой ткани в результате сбоев работы эндокринной системы. Появлению ложной способствует избыточный вес, вследствие чего разрастаются жировая и соединительная ткани.

По возрастному признаку различают формы физиологической (её также называют идиопатической) гинекомастии:

• врожденная – наблюдается у 90% новорожденных. Вызвана высокой концентрацией эстрогена, полученного ребенком от матери. Проходит самостоятельно в первые месяцы жизни.
  • подростковая – характерна пубертатному периоду, когда активно меняется гормональный фон юноши. Грудь возвращается в нормальное состояние после стабилизации функций эндокринной системы. Обычно процесс занимает от нескольких месяцев до 1-2 лет.
  • старческая – возникает у мужчин 50-80 лет, со снижением уровня тестостерона.

Гипертрофия может проявляться с одной или двух сторон. Симметричная (двусторонняя) гинекомастия наблюдается на обеих грудных железах. Чаще присуща псевдогинекомастии.

Ассиметричная (односторонняя) - поражает левую или правую молочную железу. Функции второй при этом остаются в норме. Этот вид вызывает большее беспокойство, поскольку вызван гормональными нарушениями, патологиями систем и органов. Консультация врача в таких случаях необходима.

По степени распространения выделяют обширную (диффузную), частичную (узловую) гинекомастию.

Причины появления и развития

Увеличению объемов и массы груди у мужчин предшествуют ряд факторов.

• Преобладание эстрогена над тестостероном. Принято считать эстроген гормоном женской половой сферы, тестостерон – мужской. Однако в организме каждого человека присутствуют оба этих гормона. За их выработку отвечают яички, надпочечники, жировая ткань. Пять энзимов синтезируют холестерин в стероидные гормоны, в частности – половые. Процесс ароматизации переводит тестостерон в эстроген. Поэтому избыточный вес нередко становится причиной роста груди у мужчин. Диспропорцию вызывает также повышенный уровень белка, связывающего тестостерон.
  • Почечная недостаточность.
  • Прием ряда лекарственных средств от сердечной недостаточности, эректильной дисфункции, грибковых заболеваний, изжоги, гормональных препаратов. Группой риска также считаются медикаменты на основе трав.
  • Новообразования в яичках, надпочечниках.
  • Цирроз печени.
  • Резкое прекращение ранее активных занятий бодибилдингом.
  • Наркотическая, алкогольная зависимость.
  • Другие причины.

Гинекомастия у пожилых мужчин в 20% случаев наблюдается в течение всей жизни как отсутствие ремиссии по окончании пубертатного периода. В остальных случаях имеют место приведенные выше факторы.

Симптомы

Диагностировать гинекомастию достаточно просто визуальным осмотром и пальпацией. Начальной стадии характерен зуд, жжение в сосках и груди, ощущается дискомфорт, уплотнение. Заметно увеличение массы груди, торчащие, опухшие или обвисшие соски. Ареолы меняют пигментацию, набухают, имеют неравномерную поверхность. При тактильном контакте может ощущаться дискомфорт, боль. Возможны сукровичные выделения из сосков.

1 час

1 ночь

Общая или местная

сразу

Чем опасна гинекомастия для мужчины

Истинная идиопатическая подростковая гинекомастия не представляет опасности, чаще всего проходит самостоятельно. Длительное течение патологической гинекомастии доставляет мужчине физический дискомфорт. Помимо этого, продолжает развиваться заболевание, спровоцировавшее её появление. В очень редких случаях существует риск онкологии – рака груди.

Диагностика

Для постановки диагноза производится комплексная диагностика. Врач собирает анамнез (историю болезни). Имеет значение образ жизни пациента, наличие хронических и острых заболеваний, принимаемые медикаменты. Врач проводит визуальный и пальпационный осмотр молочной железы. Для определения уровня гормонов назначается анализ крови. Спермограмма показывает наличие нарушений репродуктивной системы. УЗИ молочной железы позволяет оценить ее структуру, размеры, исключить риск злокачественных патологий. Дополнительно могут быть назначены другие методы обследования для выявления сопутствующих патологий.

Получите бесплатную консультацию
от Dr. Granado

Уникальная возможность, получите бесплатную консультацию на русском языке от доктора Гранадо Тиагонсе.

• Заполните заявку для получения консультации
  • Загрузите три фотографии проблемной зоны с трех ракурсов
  • Опишите подробно вашу проблему
  • Отправьте заявку нам
  • Через несколько дней вы получите ответ на русском языке от доктора Гранадо

Хирургическое лечение

В зависимости от стадии заболевания и его этиологии, врач назначает лечение: Медикаментозное (консервативное) либо оперативное. Пластическая хирургия применяется когда медикаментозное лечение не дало ожидаемых результатов, либо заведомо известна его неэффективность. Хирург удаляет гипертрофированные ткани груди.

Виды мастэктомии:

1. Эндоскопическая. Малоинвазивная процедура выполняется с помощью эндоскопа через миниатюрные разрезы. Операция возможна при небольшом увеличении железы.
  2. Подкожная с сохранением ареолы. Тонкий разрез выполняется по нижнему краю ареолы.
  3. Подкожная с липосакцией. Путем периареолярного доступа врач иссекает железистую и жировую ткань.

Пациенты хорошо переносят все виды хирургического лечения гинекомастии. Тонкие аккуратные разрезы малотравматичны, и визуально почти незаметны после заживления. Врач проводит операцию амбулаторно под местной анестезией. В течение первых двух часов пациент находится под наблюдением, после чего может возвращаться к привычной жизни, работе. При необходимости, госпитализация длится не более двух дней.

Реабилитация после операции

Восстановление мужчины после мастэктомии проходит быстро. Первые 14 дней необходимо носить специальное компрессионное белье. Оно обеспечивает хорошее давление на зону шва и препятствует скоплению лимфы и другим нежелательным процессам. В реабилитационный период пациенты практически ничем не ограничены. Перевязки осуществляются раз в два дня. По истечении недели врач снимает швы. Менее чем через месяц пациент может возобновить занятия спортом и физические нагрузки.